27 января 2022 года
Я бы хотел всего лишь обозначить тезисно несколько моментов.
Первое. Полностью солидарен со словами лидера партии, что мы, конечно, должны стремиться к новым достойным результатам. Но я бы хотел отметить, что когда мы говорим о том, что мы можем стать второй партией, мы имеем в виду сейчас не второе место, а то, что партия «вторая большая». А будет она первой или второй – покажут результаты выборов 2026 года.
В каждом отдельном регионе в зависимости от сроков – в сентябре и проверим. Это не пустые слова.
Я в своём вступительном слове хотел бы затронуть только экономический блок. Сразу хочу сказать, что вопросов будет много – организционных задач, идеологических.
Мы живем в стране, которая на сегодняшний день возглавляется человеком, с которым не только бесполезно спорить, но надо его поддерживать. Народ демонстрирует максимальную солидарность с его позицией. Но, наверное, не совсем корректно каждый раз говорить, что у нас хороший президент и плохое правительство. Это часто используемый тезис, который уже набил оскомину, он не работает.
Мне кажется, если мы поработаем – а мы со своей стороны попытаемся предоставить не только максимальное количество материалов, но и логику экономической платформы нашей партии, то, думаю, мы столкнемся с удивительной реакцией не только политических сил, но и страны в целом.
Наш президент недавно проводил пресс-конференцию. По ее итогам пришлось пообщаться с представителями разных политических сил. Вы знаете, я с удивлением обнаружил, что они сами готовы к восприятию, но не готовы излагать совершенно иной подход к экономической сфере.
Если помните, президент оценил деятельность правительства как положительную и удовлетворительную, исходя из того, что правительство заявляло и в Думе, и публично о тех результатах, которых, несмотря на пандемию, удалось добиться, а главное, обозначило ключевые параметры – рост ВВП от 1,5 до 2,5% и так далее.
Если говорить о том, что мы сможем предоставить в сентябре, это не критика. Условно, мы не будем говорить, что 2,5% меньше, чем 3%, или почему 2,5%, а не 2% или 4%. Мне кажется, мы выйдем с совершенно иной позицией: исходя из тех целей и задач, которые были поставлены президентом, правительство добилось определенных результатов, и это получило оценку президента. Но мы хотим продемонстрировать не только понимание, но готовность предложить нашему обществу совершенно иные параметры экономического развития.
Здесь сразу два аспекта.
Первый. Что за параметры? И здесь ключевыми будут ответы на вопросы: какие цели, есть ли для этого средства и не является ли наша программа некой фантазией? Заверяю вас сразу, мы гарантируем, что это будет не просто серьезное экономическое исследование, но и возможность донести весьма простым языком до наших избирателей наши экономические взгляды.
И второе, что немаловажно. Вчера мне доверили выступать от имени фракции после выступления министра иностранных дел. Было продемонстрировано консолидированное отношение всей Государственной думы, различных политических сил к вопросам внешней политики. Почему?
Во-первых, ее формулирует, опять же, наш президент. И второе – это тот сегмент, где эти взгляды являются объединяющими для общества, потому что здесь мы видим зависимость от нашей жизни в том числе, от консолидированных позиций общества и всех институтов власти на внешней арене.
Несмотря на эту консолидацию, все равно мы сохраняем свою самоидентичность и готовы предлагать, даже в этом вопросе, очень серьезные и интересные направления, которые ни в коей мере не входят в противоречие, а наоборот придают определенную динамику, в том числе внешней политике. Я имею в виду не только работу с соотечественниками или иные взгляды наши, а в первую очередь экономическую сферу.
Возвращаясь к экономической проблематике, я хочу сказать, что все вопросы, связанные с независимостью нашей страны, ее мощью, транслированные вовне, упираются в экономику. Если мы в экономике являемся самодостаточными и независимыми, то это транслируется на все остальное, что связано с жизнью политического общества.
Ключевым, так нас учили когда-то в советское время, является базис.
Я хочу сказать, что даже наблюдая дискуссии внутри Думы или Думы с правительством, видно, что опустились до уровня дискуссии, лишенной даже не научного подхода, а того категориального аппарата, который позволяет вообще говорить об этих вещах серьезно. Мы обсуждаем все что угодно: вывоз золота, деривативы, связанные с деньгами, не понимая сути происходящего – или понимая, но не транслируя в общество.
Эту работу надо будет продолжить для того, чтобы к сентябрю сформулировать позиции по ключевым аспектам, связанные с экономическими предложениями от нашей партии. И ключевым будет являться то, что все, что мы предлагаем, связанное с зарплатой, пенсией, с вопросами развития собственной экономики, оно должно в конечном итоге вылиться в конкретные цифры, которые связаны непосредственно со следующим.
Что мы предлагаем: что ВВП должен расти не меньше 10% в год. И не в течение 1-2 лет, а в течение длительного времени, измеряемого 10, 15 и 20 годами. И что мы должны понимать, как это обеспечить. Что мы говорим о собственной национальной экономике, подчеркивая, что внутри нее есть основной сегмент производства средств производства для средств производства, или машиностроения, простым языком, которое должно развиваться у нас. И мы понимаем, как оно должно развиваться, мы понимаем, как это всё должно реализовываться. В том числе, и серьезные инфраструктурные проекты с наполнением экономики не деньгами, а инфляционными процессами. Мы знаем, как обеспечить тот механизм, который позволит все это развивать, вливая огромные средства в экономику, при этом избегая инфляции.
Мы постараемся это сделать с нашей стороны, а от вас будет многое зависеть, потому что люди хотят услышать, понимаем ли мы сами, что за этими нашими предложениями стоит реальное осознание механизмов, инструментов достижения этих целей.
Хочу показать на примере. Я вот начал приводить его в одной аудитории и могу сказать о том, что это очень хорошо иллюстрирует один из, всего лишь один из элементов потенциальной нашей экономической платформы.
Ну вот, например, мы с вами говорим о том, как влить средства в экономику и при этом избежать инфляции, хотя нас либеральные экономисты всегда останавливают на пути и говорят, что невозможно ни инфраструктурные проекты развивать, ни многое другое, потому что любое увеличение денежных масс в стране сразу убивает тему инфляции. То есть она растёт неконтролируемо, и страдают от этого наши избиратели. У нас президент говорит о необходимости кратно увеличить количество жилых метров, в которых нуждается наша страна. Так вот на примере жилищного строительства. Если мы с вами рассмотрим адресную эмиссию, то есть мы конкретно предоставим определённые средства, например, тем, кто занимается жилищным строительством, и одновременно предоставим денежные средства адресно нашим гражданам, связав эти два процесса, то мы тем самым обеспечим возможность влить денежную массу и тут же ее изъять государством, минуя спекулятивный инструмент в лице банков.
Почему я об этом говорю? Потому что во время пандемии государство продемонстрировало возможность предоставления денежных средств населению напрямую, минуя банки. Все пособия, помощь государства малому и среднему бизнесу, отдельным гражданам шли напрямую. Это почему? Потому что в «Госуслугах» вся информация. Ее гораздо больше, чем у любого банка, здесь и проверять ничего не надо. Более того, эти кредиты, эта помощь – она вполне может вписываться в тот объём дохода, который получает гражданин. «Госуслуги» тоже об этом знают. Поэтому в рамках этого объема государство может предоставить денежные средства населению и промышленникам. Обязав определённые части бизнеса производить, то бишь строить жилье, но по определённой цене, которая нужна государству, тем самым связав эти два процесса.
То есть мы попытаемся на таких примерах, понятных каждому человеку, потому что он с этими сталкивается, объяснить, почему, например, мы можем бороться с той доходностью банков, которая невообразима даже в пандемию, когда они триллионы на процентах зарабатывают, тем самым изымая эти деньги из карманов наших граждан. А ее надо направлять или оставлять как минимум в экономике. Мы сможем на таких примерах доступно объяснить людям – что мы хотим. Не забывая о тех глобальных целях, которые мы рисуем.