Заместитель Председателя Государственной Думы РФ VIII созыва
Александр Михайлович Бабаков

Выступление А.М. Бабакова в Государственной Думе  в рамках Правительственного часа с участием министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова

26 января 2022 года

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемые коллеги!

Предваряя свое выступление, хотел бы обратиться к Сергею Викторовичу и поблагодарить его за выдержку и терпение. Если позволите, приступлю.

На наших глазах происходит возрождение дипломатии и, конечно, ключевую роль в этом возрождении играет наше Министерство иностранных дел, демонстрируя остальному миру настоящие традиции классической дипломатии, и надо признать, что не только у нас, но и во всём мире существует определенный дефицит дипломатического изложения.

Сложно переоценить усилия наших дипломатов, об этом говорил и Сергей Викторович, по сохранению системы обеспечения стратегической безопасности. Речь идет и о продлении договора СНВ-3, и Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе. Конечно же, мы приветствуем совместное заявление лидеров пяти ядерных держав. Само наличие этого заявления внушает осторожный оптимизм, хотя мы до сих пор не получили серьезной и конструктивной реакции на это заявление.

Огромные усилия прикладывают российские дипломаты и в сфере реализации важнейших энергетических, транспортных и иных проектов России за рубежом, чего стоят газопроводы «Северный поток», «Турецкий поток», и надо признать, что реализация этих проектов потребовала от нашей дипломатии не меньших усилий, чем эти усилия применялись в практических и технических решениях.

Конечно, большую работу Министерство иностранных дел России ведет и в сфере гуманитарных проектов, об этом тоже уже звучало, но я хотел бы выделить один из них, который далеко не исчерпывает весь объем. Это сотрудничество с Русской православной церковью, где оказывается существенная поддержка и защита прав и интересов верующих в различных странах. И один из ярких примеров – это поддержка возрождения, организация работ по оформлению внутреннего убранства Храма Святого Саввы в Белграде, который стал одним из крупнейших мировых центров паломничества православных граждан. Это самый крупный православный храм в Европе.

Действия и позиция МИДа позволяют трезво оценивать ситуацию с постоянными попытками оказания санкционного давления на нашу страну. И надо отдать должное Министерству иностранных дел, которое ведет себя очень спокойно и последовательно, демонстрируя всем нам, что санкции не могут в нашем случае оказать существенного влияния не только на нашу позицию, но и на наше настоящее и будущее.

Конечно, этому способствует, в том числе, и поддержка курса внешней политики, определяемого Президентом России и успешно реализуемого Министерством иностранных дел, всеми политическими силами, представленными в Государственной Думе.

Я бы хотел только подчеркнуть, что уже выступавшие здесь руководители комитетов, которые связаны с вопросами внешней политики, они возглавляются представителями оппозиционных партий, что не мешает вырабатывать конструктивный подход и готовить документы, поддерживаемые практически консолидировано всей Государственной Думой.

Возрождение мировой дипломатии после десятилетий ее деградации стало возможным благодаря возвращению России в статус мировой державы. Но и главное, что здесь вышло на первый план наше требование учета наших собственных национальных интересов.

Распад СССР и 90-е годы по совершенно объективным причинам обратили образ России и уважение к ней в полный прах. И надо признать, что мы долгое время не боролись с этим. И, конечно, трудно ожидать, что это не нашло определенной реакции у наших оппонентов. Однако времена изменились, обстоятельства и сами реалии стали другими, Россия пришла в себя и вернулась, настало время мирного гуманитарного наступления, решительного и эффективного.

Здесь говорилось о мягкой силе, ну, конечно, и говорилось о фондировании этой мягкой силы, конечно, оно недостаточно, а если сравнивать с другими объемами, о чём напомнил Сергей Викторович, то его практически нет. Раньше это пытались оправдать отсутствием средств, даже некой некомфортной пропагандой мягкой силы. Но теперь тоже времена изменились, и у нас есть иные примеры, иные возможности. Существуют механизмы, позволяющие на международной арене демонстрировать нашу жесткую позицию.

Конечно, у нас есть ресурс, который практически сегодня не используется или используется недостаточно, – это упомянутые русскоязычные соотечественники за рубежом и вообще все те, кто симпатизирует России, и их десятки миллионов на всех континентах. Если добавить к ним всех тех, кто получил образование в СССР и в России получает, то совсем немалое количество симпатизантов сегодня проживает за рубежом. И у нас есть фактически уже своя сеть агентов влияния, которую надо просто научиться правильно использовать.

К чему мы могли бы призвать?

Последнее десятилетие показало наглядно, что российское среднее и высшее образование, русский язык, русская культура пользуются большим спросом в странах не только ближнего зарубежья, но и за его пределами. И мы здесь можем использовать существующую за рубежом инфраструктуру, создавать новую, но не только, мы можем использовать современные средства доставки информации, знаний с помощью цифровых технологий, это уже используется внутри России. При этом мы призываем Правительство использовать эти ресурсы, связанные с дистанционным образованием, но акцентировать внимание не на российских школьниках, а на наших соотечественниках, и это крайне эффективный способ предоставления им возможности получить российское образование как среднее, так и высшее.

Мы говорим о всемерной поддержке компаний, действующих в интересах реализации этих проектов, надо просто помочь им открыть двери в эти страны.

Наши НКО, институты гуманитарного развития, объединения соотечественников за рубежом должны быть серьёзно укреплены и поддержаны российским государством, чтобы они ощущали свою востребованность со стороны нашего отечества. На фоне разворачивающихся событий наша прежняя скромность и застенчивость выглядят сегодня очень странно, и мы должны отойти от этого.

С головокружительной скоростью в мире меняются и экономические реалии. Глобального доминирования одного центра сейчас уже нет. Краеугольный камень будущего мирохозяйственного уклада – это структура и организация мировых финансов. Много говорится о необходимости превращения рубля в резервную валюту, если не сразу в мировую, то хотя бы в региональную. О реальности этого уже не спорят, а признают, что это возможно.

Поэтому Россия вполне способна обеспечить самое серьёзное энергетическое, природно-ресурсное, продовольственное и военное наполнение будущей валютной корзины, причём категорически не следует стесняться упоминания этой четвёртой компоненты. Россия действительно в состоянии физически защитить себя и своих партнёров, и экспорт безопасности – это тоже важнейшая часть экспорта, и последние 30 лет продемонстрировали важность этого обстоятельства.

Но не безопасностью единой. Россия – обладатель огромного числа важнейших научно-технических и производственных компетенций, которые могут служить ещё одним серьёзнейшим аргументом. И надо раскрывать эти компетенции.

Скажем прямо, нам ещё только предстоит вернуть рублю полностью суверенный инвестиционный статус даже в собственной стране, но эти процессы можно запараллелить и попытаться их реализовать в ближайшее время.

Ничто не мешает параллельно поставить вопрос о подготовке широкомасштабной международной конференции по образованию нового валютного блока. И здесь надо признать, что рублю совсем не обязательно быть единственной валютой в корзине, могут быть весьма гибкие механизмы регулирования и включения иных валют.

Важно одно, кто может за свои суверенные деньги обеспечить компетенции, ресурсы, энергию, тот и прав. А мы можем поставить такую задачу и, соответственно, сможем, и будем правы.

У нас огромное преимущество: мы не требуем ни покорности, ни дани, мы требуем лишь предсказуемости и соблюдения правил, установленных в процессе открытых и прямых переговоров.

Пришло время признать, что и Международный валютный фонд, и Всемирный банк задумывались в своё время, в послевоенное, совершенно другими и сегодня это не инструмент развития, а инструмент неоколониализма и финансового диктата.

В качестве механизма подкрепления распространения нашего влияния в мире можно было бы использовать механизм расширения собственной валютной зоны, в том числе с использованием цифрового рубля.

Этот механизм проходит у нас тестирование, но очень медленно. Мы значительно отстаём от Китая, в частности, где уже около 200 миллионов человек пользуются в тестовом режиме цифровым юанем.

И цифровой рубль – чрезвычайно перспективная технология для проецирования нашего экономического и политического влияния на дружественные страны.

Здесь долго и много говорилось о наших соотечественниках. И я бы хотел призвать к ясности в этом вопросе, и в вопросах не только миграционной политики, не только в вопросах гражданства, но и в целом по отношению к нашим соотечественникам.

Мы уже понимаем, что Россия сегодня весьма привлекательна, она привлекательна и как место жительства, и как место, где может быть реализовано многое, что связано с жизнью человека. Но мы понимаем, что сегодня русскоговорящим соотечественникам совсем не просто вернуться на историческую Родину. Да, этим занимается огромное количество министерств, ведётся колоссальная работа по нахождению эффективных методов предоставления гражданства, но не только.

И надо задаться вопросом, чего мы боимся или кого боимся? И поэтому одним из предложений можно было бы рассмотреть организацию и проведение по заранее определённому протоколу и формату, ограниченную по времени общественную дискуссию с привлечением профессионалов, носителей компетенций и широкой общественности, и выяснить, наконец, а «наши» – это кто? Кого мы хотим видеть нашими будущими гражданами, соседями, друзьями? Кого хотим пригласить в наш дом? В конце концов, это просто даже интересно.

Итоги такой дискуссии позволят сформировать компетентное и презентативное техническое задание для законодателей, в том числе для нас, и для исполнительной власти в части будущих законов и постановлений.

Я бы хотел еще раз воспользоваться возможностью своего выступления, и поблагодарить Министерство иностранных дел и всю вашу команду за тот труд, который вы ведете.

Спасибо.